Гипнопедия: приятное с полезным

Оказывается, во сне можно не только хорошо отдохнуть накануне нового дня, но и запомнить что-нибудь полезное. В этом помогает гипнопедия — раздел науки о снах, который исследует методики обучения

Гипнопедия: обучение во снеНесмотря на то, что обучением во сне с давних времен занимались буддийские монахи и индийские йоги, научный интерес к гипнопедии возник только в начале XX века. В 1927 американский изобретатель Алоиз Бенджамин Селинджер даже сконструировал аппарат Психофон для обучения во сне. В 50-е годы американские ученые Чарльз Саймон и Уильям Эммонс попытались объективно исследовать способность людей учиться во сне. Результаты были неутешительными для спящих «зубрилок». Заснувшие участники эксперимента не помнили ничего из услышанного во сне. Вывод эксперимента был очевидный: мозг не воспринимает новую информацию во сне.

В СССР вопросами обучения и лечения во сне занимался доктор медицинских наук известный советский психиатр, психотерапевт и сексолог Абрам Моисеевич Свядощ (1914—1997). Результаты исследований и свои  достижения ученый изложил в книге «Неврозы и их лечение».

Сначала результаты экспериментов Свядоща были отрицательными. Оказалось, что для восприятия речи во время сна, необходим определенный настрой, самовнушение. Также важно, чтобы в мозгу образовывались участки бодрствования (Свядощ называет их «сторожевыми пунктами»): «Как было показано нами (1940), сторожевой пункт во время естественного сна может возникнуть, если человек засыпает при восприятии речи и связь между ним и источником речи продолжает сохраняться (особенно если при этом произносятся фразы «Спите спокойно, не про­сыпайтесь… Слушайте и запоминайте слова… Наутро будете все помнить…») или если он перед сном настроит себя на восприятие речи, внушит себе, что будет спать и слушать речь не просыпаясь» (А.М.Свядощ, «Неврозы и их лечение»). Через такие участки происходит восприятие информации во сне. «Иногда можно не только воспринимать речь (например, слова иностранного языка), но и сохранять ее в памяти в актуальном либо латентном виде. В первом случае человек может усилием воли актуализировать, т. е. вспомнить, воспринятое, во втором — не может, но необычно легко выучивает после пробуждения», — пишет А. М. Свядощ.

Интересно, что выводы Свядоща подтверждают последние исследования современных ученых. В частности, новое исследование провела группа ученых в составе Томаса Шрайнера (Thomas Schreiner), Мика Лемана(Mick Lehmann) и Бьерна Раша (Björn Rasch) из университетов Цюриха и Фрибурга (University of Zurich, University of Fribourg, Switzerland). Они пригласили в свою лабораторию сна 27 немецкоговорящих участников эксперимента для изучения голландских слов во сне. Оказалось, что прослушивание записи слов во время сна позволило испытуемым изучить на 10% больше слов. Команда ученых пришла к выводу, что прослушивание слов во время сна дает мозгу толчок и таким образом улучшает способность запоминать изученное. «Для нас эти результаты являются еще одним доказательством того, что сон способствует формированию памяти, активируя содержание изученного накануне. Нам удалось усилить этот эффект, воспроизводя слова во время сна», — считает Бьерн Раш (оригинал статьи «Learning in your sleep, the right way» читайте на сайте www.sciencedaily.com).

Вкратце советы по изучению информации во сне выглядят так:

  • Для лучшего восприятия информации во сне создаем участки бодрствования в нашем сознании. Для этого перед дневными занятия проводим мини-медитацию, произносим кодовое слово, звук, мелодию или другой знак, который поможет настраиваться на обучение.
  • Выберите материал для обучения во сне: текст длиной не более 30 минут. Длина текста должна входить во временной интервал краткосрочной памяти (см. Интересно: память и сон). Во сне хорошо запоминать слова, формулы, и даже небольшие тексты. Можно всю ночь слушать новостное радио на иностранном языке. Это улучшит восприятие иностранной речи на слух.
  • Надиктуйте материал для запоминания во сне на электронный или магнитный носитель. До начала записи материала для запоминания запишите знак, который вы использовали перед дневными занятиями для настроя на обучения.
  • Занятия хорошо проводить в комфортном уединенном месте. Чтобы не отвлекали посторонние шумы можно прослушивать запись в наушниках.
  • Для занятий идеально подходит время перед ночным сном.
  • Перед засыпанием даем сознанию установку на усвоение информации во сне. Например, она может быть такой: «Сейчас я крепко усну. Все, что я услышу во время сна, я хорошо запомню. После пробуждения, я четко и подробно вспомню все услышанное мною во сне. Эта информация сохранится в моей памяти навсегда!»
  • Если оборудование для прослушивания записи имеет функцию автоматического повтора (автореверс) можно настроить воспроизведение на всю ночь.

Смотрите подробное описание методики обучения во сне в статье «Народного сонника» Гипнопедия.

Конечно, гипнопедия, как и все связанное со сном, очень индивидуальный процесс. Кому-то это помогает усваивать материал, а для кого-то не работает. Никто не может гарантировать стопроцентный результат. Но, если Вы вместо всенощной подготовки к экзаменам, Вы просто поспите, это пойдет на пользу здоровью и знаниям. Хороший отдых позволяет чувствовать себя увереннее и спокойнее. Это положительно сказывается на экзаменационных оценках.

Всем хорошего сна, глубоких знаний и отличных оценок! «Народный сонник» благодарен тем, кто расскажет о своем опыте применения гипнопедии в комментариях к этой статье.

 

 

Комментарий “Гипнопедия: приятное с полезным

  1. If i were trying to translate приятное с полезным into English, i would use the verb combine rather than mix to remove the negative connotation. In English-speaking world this phrase is used to describe a situation when a person actually combines his working activities and enjoyment, often with a detriment to productivity.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.